В 2024 году Красноярская железная дорога отмечает сразу два юбилея. 125 лет назад, в 1899 году, было начато «правильное» (то есть регулярное) движение поездов на Красноярском участке Транссиба – будущем главном ходу нашей магистрали.
11.01.2024
А 45 лет назад, в январе 1979 года, на транспортной схеме СССР появилась Красноярская железная дорога, выделенная из состава Восточно-Сибирской.
Тогда же, в 1979 году, был возобновлён выпуск газеты «Красноярский железнодорожник». В нашей редакции бережно хранится подшивка номеров за все минувшие 45 лет. В этом выпуске, накануне Дня печати, мы открываем новую рубрику. «Прогуляемся» по страницам архивных выпусков «КЖ», и вместе с читателями вспомним, о чём писала газета и чем жила магистраль.
В первые годы «Красноярский железнодорожник» выходил три раза в неделю, а к концу восьмидесятых перешёл на формат «раз в неделю» (но количество страниц выросло – с 4 до 16). Газету печатали в чёрно-белом варианте, цвет появился в ней лишь в середине нулевых годов.
40 лет назад, в январе 1984 года, «КЖ» подводил итоги производственной деятельности магистрали. Цифры, действительно, впечатляли: за предыдущий год с вокзалов магистрали было отправлено 32 млн пассажиров и проведён капремонт на 391 км пути. Дорога выполнила план по всем показателям, в том числе и по некоторым, весьма странным на сегодняшний взгляд – например, по производству мяса, молока и картофеля. В то время на магистрали имелось своё (и немаленькое) аграрное производство: три совхоза, шесть свинарников, 20 тракторов... А железнодорожные коровы так и вовсе жили со всеми удобствами. У них был персональный кормоцех, коровники с автоматической доилкой и телефоном (что за коровник без телефона, в самом деле?), и даже собственный «летний лагерь» на 200 голов.
Первый номер «КЖ» за 1989 год, 35 лет назад, получился куда более хаотичным – вполне в перестроечном духе. Начался он, например, с «Инцидента с наложением» (так он официально назывался в рапорте). Возле остановочного пункта Бадаложный некий мужчина «наложил» на рельсы бетонную плиту от дренажного колодца весом более 100 кг. Мужчину увидели и прогнали машинисты электрички. Затем они освободили путь от бетонной плиты и тем самым предотвратили возможный сход поезда. Личность нарушителя и его цели так и остались неизвестными.
Газета в те времена не ограничивалась только железнодорожными новостями. Например, в первом номере 1989 года есть репортаж с первого красноярского конкурса красоты. Победила на нём студентка пединститута Татьяна Лукашевич.
30 лет назад, в январе 1994 года, читателей ждёт история, драматургия которой не уступает лучшим античным образцам: «…В ЛОВД ст. Боготол явился пенсионер Петухов. Он рассказал, что накануне вечером в зале ожидания похитил чемодан с носильными вещами и дорожную сумку с продуктами. Трудно сказать, что побудило пенсионера сделать такое заявление: то ли устал ждать стука в дверь, то ли понял, что украл у бедных – всё украденное потянуло тысяч на 25…».
Кстати, «тысяч 25» по ценам 1994 года – это стоимость двух килограммов копчёной колбасы, или приблизительно шесть-семь долларов.
Также из первого выпуска 1994 года мы можем узнать, что инструктор спорткомплекса «Локомотив» Валентина Нелюбова впервые в истории дороги завоевала золотую медаль на Чемпионате мира по пауэрлифтингу. Это был один из первых международных успехов спортсменки. Продолжив упорные тренировки, она ещё пять раз побеждала на Чемпионатах мира.
Вся оперативная информация в телеграм-канале «Красноярский железнодорожник». Подписывайтесь, друзья!
https://t.me/kras_gudok
Ещё больше интересных новостей в нашем сообществе ВКонтакте - Газета "Красноярский железнодорожник".
https://vk.com/kras.gudok
Артём Яковлев