На сети РЖД немало профессионалов, не нуждающихся в дополнительном представлении. Один из них – Анатолий Степанович Левченко, делами увековечивший своё имя в истории нескольких железных дорог и особенно Куйбышевской.
18.10.2017
В Самаре достаточно выйти из поезда, чтобы увидеть реальное воплощение его усилий – вокзал. Аналогично в Челябинске и других городах страны, где успешно функционируют и развиваются его проекты, работают подготовленные им специалисты.Родился он в селе Новопетровка Алтайского края в многодетной семье, где было 12 детей, из которых он – младший. Отец, Степан Петрович, всю жизнь проработал хлеборобом. По этой же стезе пошли и братья. Мама, Ольга Прокопьевна, работала дояркой, птичницей, но главной её заботой было воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Как рассказал Анатолий Степанович в одном из своих интервью «КЖ», «женщина она была строгая. Лени, хитрости, подлости не прощала. Поэтому мы росли в труде, в уважении старших и друг друга».
Заложенными с детства принципами Анатолий Степанович руководствуется всю жизнь. Так уж сложилось, что он единственный поменял в своей дальнейшей жизни сельскую стезю на железнодорожную. О чём, при всём своём уважении к сельским труженикам, по его признанию, никогда не жалел.
Такой выбор можно считать судьбоносным для всех дорог, где ему довелось работать – Восточно-Сибирской, Красноярской, Южно-Уральской, и, разумеется, Куйбышевской. Для Анатолия Степановича и его семьи Самара стала родным городом: здесь вышли замуж дочки, здесь родились внуки, здесь он посвятил работе не один год своей жизни.
Если подсчитать, то окажется, что в его жизни было 11 переездов, когда менялись место работы, статус и даже регион страны. И на каждом этапе его поддерживали и продолжают поддерживать верная помощница – супруга Галина Михайловна, и дети. Как признаётся Анатолий Степанович, «мой самый сильный тыл – это семейный очаг. Его тепло защищает меня от свирепых сквозняков жизни».
В народе говорят: дважды в одну и ту же реку не входят, но Левченко дважды опроверг это утверждение, вернувшись сначала на дорогу, а затем и в вуз. Как дань славным временам студенчества, когда он сам учился в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, участвовал в общественной жизни, пел в хоре, занимался борьбой, а на третьем курсе увлёкся наукой. Анатолий Степанович приложил максимум усилий, чтобы не просто сохранить позиции транспортного вуза в Самаре, но и способствовал становлению его в качестве одного из крупнейших в стране.
Он вернулся, чтобы остаться и вдохнуть новую жизнь в дорогие сердцу проекты. Каждый из них отличался дальновидностью подходов, креативностью идей, оценить которые в полной мере можно только сейчас. К примеру, модные определения «умный» и «многофункциональный комплекс» применительно к вокзалам появились сравнительно недавно, а ведь ещё в середине 90-х, когда Левченко продвигал проект нового железнодорожного вокзала в Самаре, он уже закладывал основы формирования принципиально нового пространства с множеством опций.
Можно сказать, что именно Левченко стал основоположником настоящей вокзальной эволюции, превратив стандартное место для ожидания поезда в современный объект комплексного развития городской территории. Да и статус «самый-самый» вокзал Самара уверенно удерживает до сих пор, и даже конкурирует с другим его «детищем» – вокзалом в Челябинске.
Уже год как жители Самары оценили ещё одну перспективную идею, реализованную Анатолием Степановичем в 2008 году, – организацию скоростного сообщения между Самарой и Аэропортом Курумоч. Тогда железнодорожники совершили, казалось, невозможное – восстановили линию, не функционировавшую более 20 лет, и запустили электропоезда к воздушной гавани региона. Однако потребность в таком сообщении на тот момент была невелика, и лишь спустя восемь лет, когда в преддверии Чемпионата мира по футболу масштабный ремонт автомагистралей серьёзно осложнил трансфер к аэропорту и новым крупным микрорайонам, востребованные скоростные электропоезда снова вышли на маршрут.
В череде дел и производственных задач, на каждом этапе своего большого пути, Анатолий Степанович находил время для сохранения памяти поколений. Железнодорожники всегда отличались трепетным отношением к своей истории, поэтому в лице Левченко нашли настоящую опору в деле увековечивания достижений отрасти. Так родилась идея создания музея железнодорожной техники, представляющей историческую ценность.
В качестве места дислокации была выбрана территория возле учебного полигона СамГУПС, где Анатолий Степанович вместе с руководством вуза лично изучал пространство, разрабатывал варианты размещения ретро-техники и других оригинальных железнодорожных раритетов. Стоит отметить, что место выбрали неслучайно: уникальные образцы железнодорожной техники позволяют студентам не просто изучать, но и своими глазами видеть техническое развитие отрасли.
Знания уже другого, топ-уровня, Анатолий Степанович передавал во время руководства филиалом корпоративного университета в Самаре. Здесь, как и в вузе, можно было часто слышать его ласковое обращение «дети», которое даже применительно, к солидным мужам, организующим перевозочный процесс и решающим многофункциональные задачи на узлах, не казалось чем-то противоестественным. Для них он – старший коллега и пример для подражания, источник энергии и вдохновения, кладезь знаний и житейского опыта. Это тот редкий случай, когда в одном человеке сочетаются свойственная возрасту мудрость и непосредственность, близкая и понятная молодёжи. Анатолия Степановича вообще отличает очень доброжелательное, почти отеческое отношение к окружающим. Без панибратства, но с особой искренностью.
Он болеет за своих «детей», переживает их неудачи и радуется победам. А новое поколение железнодорожников произносит его имя с придыханием и рассчитывает, что эта легендарная личность чаще будет радовать их возможностью общения.
Сегодня, в день его рождения, ученики, коллеги и единомышленники желают Анатолию Степановичу Левченко счастья, здоровья и долголетия.
Александр Северов