Полвека назад на Куйбышевскую железную дорогу прибыли первые ЭВМ. Так на магистрали начался процесс информатизации, основоположником которой стал Виктор Либерман.
18.10.2017
Приехавший в 1954 году по распределению после окончания Ленинградского института железнодорожного транспорта Виктор Львович даже и представить себе не мог, что ему, эсцебисту, предстоит написать одну из самых ярких страниц в истории дороги. Его приезд символично совпал со стартом внедрения электрической централизации и масштабного развития систем СЦБ в том виде, в котором они представлены сейчас. Полученные в вузе знания пригодились электромеханику Либерману на практике, особенно в 1956 году, когда на станции Кряж вводилась первая на Куйбышевской электрическая централизация. Второе рождение – станция Безымянка, где шло внедрение ЭЦ. Для Виктора Львовича это был период настоящей профессиональной закалки, в которой молодому специалисту активно помогали опытные коллеги. Успехи не остались незамеченными руководством дороги и дистанции. С 1961 года в качестве главного инженера Куйбышевской дистанции СЦБ Либерман участвовал в создании системы бригадного обслуживания средств СЦБ, был председателем технических комиссий по пуску новых ЭЦ на станциях Куйбышев и Кинель.
В июне 1965 года началась новая страница как в его жизни, так и жизни Куйбышевской магистрали. Назначенный на должность заместителя начальника технического отдела дороги по вычислительной технике, Виктор Львович собрал группу инициативных работников со всего Куйбышева, организовав лабораторию средств вычислительной техники.
В тот период на первый план вышли задачи повышения эффективности перевозочного процесса. После электрификации и увеличения грузооборота пропускных мощностей катастрофически не хватало, поэтому лаборатория сосредоточилась на расстановке светофоров на участке между Кинелём и Октябрьском для уменьшения межпоездного интервала до 7 минут. При этом техническую поддержку приходилось искать в прямом смысле «на стороне», с помощью ЭВМ авиационного института.
С каждым днём потребность в оснащении дороги собственной техникой становилась всё очевиднее. Однако стоимость одной ЭВМ «Урал» на тот момент составляла порядка 220 тыс. руб. В лишних расходах дорога была ограничена. И здесь в процесс поиска средств и возможностей включился деятельный и молодой, на тот момент ему было всего 33 года, Виктор Либерман. Содействие ему оказал начальник машиносчётной станции Анатолий Иванович Орлов, занимавшийся автоматизацией бухгалтерского учёта, эксплуатационной отчётности, маршрутов машиниста и зарплаты.
После того, как Либерман аргументировано изложил значимость ЭВМ для повышения эффективности работы машиносчётных станций, Анатолий Иванович помог ему встретиться с руководством треста, обеспечивающим руководство всеми машиносчётными станциями на сети дорог. Оказанная поддержка стала первым шагом к получению заветных ЭВМ, за которыми Виктор Львович отправился на первую образцовую фабрику ЦСУ РСФСР. В качестве оптимального варианта была выбрана ЭВМ «Минск-22». Именно на ней обрабатывали результаты переписи населения 1966 года.
Открытого рынка ЭВМ в стране не было, а заявки на их производство и получение формировал и контролировал Госплан. Из-за внешнеполитической напряжённости все ЭВМ были отданы на нужды Министерства обороны, и, тем не менее, сумев и на уровне Госплана обосновать необходимость в ЭВМ для магистрали, удалось добиться отправки заказа на завод. После этого нужно было срочно решать множество организационных вопросов: подготовки помещения, его кондиционирования, и, конечно, подбора квалифицированных кадров. Персонал Виктор Львович отбирал лично, поскольку обязательным условием получения машин была обученная на заводе-изготовителе бригада.
В 1967 году прибыли первые ЭВМ. Но прошёл ещё почти год, когда буквально в течение одной ночи была подготовлена и выпущена первая полугодовая эксплуатационная отчётность дороги. Так, задолго до появления Вычислительного центра было положено начало развития информационных технологий на Куйбышевской железной дороге.
Михаил Потапов