Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 3 | 26.01.2024
7 полоса

«Дорога – мой второй дом»

«Дорога – мой второй дом»

Сегодня у нас в гостях почётный железнодорожник, кандидат технических наук Владимир Мохонько. На протяжении 45 лет его жизнь была связана с Куйбышевской магистралью. Ему довелось стать не только свидетелем, но и творцом многих ярких и судьбоносных моментов в её истории.

25.01.2024
– Владимир Петрович, благо­дарим, что согласились стать гостем нашей новой рубрики. На дороге вы человек-легенда. Более 40 лет занимали руководящие должности. А каким был­о ваше первое знакомство с Куйбышевской магистралью и её коллективом?

– Незабываемым и самым тёплым. В 1971 году, после окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, по распределению попал на Куйбышевскую – дежурным по парку станции Сызрань-1. Коллектив встретил очень радушно. При наличии хорошей теоретической базы у меня была нехватка практических навыков, поэтому не всё получалось сразу. Но я ни разу не услышал упрёка и претензий в свой адрес. Напротив, и работники станции, и смежники всегда по-дружески относились, подсказывали, что к чему. Движенцы, путейцы, вагонники, эсцебисты, энергетики и локомотивщики были как одна большая семья.

В то время станция Сызрань-1 работала на шесть направлений. Кадров не хватало, приходилось трудиться в три смены. Было сложно, но я старался и к своим обязанностям относился ответ­ственно. Достаточно быстро меня перевели в дежурные по станции. За высокие показатели в труде в 1973 году удостоился почётного знака «Победитель социалистического соревнования» и включения в кадровый резерв на руководящие должности. Уже через год меня назначили главным инженером станции Жигулёвское Море.

Грузовая станция с большим объёмом работы в тот период находилась в стадии масштабной реконструкции. Профессиональные и управленческие навыки помогали осваивать начальник станции Валентин Афанасьевич Фролов, главный инженер Куйбышевского отделения дороги Игорь Иванович Карнаух, начальник Куйбышевского отделения Валентин Иванович Клинский, главный инженер дороги Григорий Трифонович Глазков. У них я учился выдержке, владению собой, умению общаться с разными людьми, видеть в подчинённых прежде всего человека и личность. Каждого из своих наставников вспоминаю с благодарностью.

– В начале 1980-х годов был­о нача­то массовое внедрение прогрес­сивных технологических процессов, и прежде всего тяжело­весного движения поездо­в.
Довелось ли вам участ­вовать в крупных проектах того времени?

– Повышение эффективности эксплуатационной работы за счёт технологических и технических решений – это, как говорят, мой конёк. Ещё студентом я заинтересовался этим вопросом. Будучи заместителем начальника отдела движения Куйбышевского отделения (с 1981 по 1984 год), вместе с группой единомышленников занимался вопросами организации пропуска тяжеловесных поездов.

Мы подготовили технико-экономические советы, определили меры – что нужно делать по удлинению путей, подготовке подвижного состава, путевого хозяйства, разработали ряд инструкций, выполнили тяговые расчёты. Что характерно, всё делали своими силами, за счёт эксплуатационных средств и средств капитального ремонта.

Уже через полгода смогли обеспечить запуск тяжеловесного состава. До сих пор храню выпуск «Куйбышевского железнодорожника» с передовицей о том, что 7 мая 1984 года на Куйбышевском отделении впервые был проведён поезд небывалого до этого веса – 10 тыс. тонн, из 111 вагонов. В бытность главным инженером службы движения я продолжил эту работу уже в масштабах всей дороги. Были задействованы временные творческие коллективы, занимавшиеся изменениями в проектах станций, устройств СЦБ, объектов энергетики.

Работа проводилась под эгидой главного инженера дороги Валентина Ивановича Клинского, и мы с удовольствием ею занимались. Реконструирован целый ряд станций, что позволило Куйбышевской в плане пропуска тяжеловесных поездов быть в числе передовых на сети.

– В истории многих предприятий лихие 90-е оставили свой негативный след – уменьшалось количество заказов, рушились хозяйственные связи, уходили кадры. А как обстояли дела на Куйбышевской магистрали?

– Деградация экономики непосред­ственным образом тогда сказывалась и на железных дорогах России. Но благодаря сдержанной, взвешенной и в некоторой степени консервативной политике Министерства путей сообщения удалось сохранить отрасль и плавно перейти на рыночные рельсы. Хотя тоже не без издержек.

Падение объёмов перевозок в те годы вызвало снижение доходов дорог. Содержать хозяйство по всем техническим канонам стало сложно, поэтому наверху было принято решение разбирать и консервировать пути и станции. Никто не смотрел вперёд, не думал, что будет завтра. Мы, как могли, сопротивлялись. Было обидно – столько средств потрачено для развития и модернизации станций и путей, а теперь вдруг надо разбирать. Приходилось объясняться в МПС и даже получить выговор за то, что не выполнил указание по демонтажу оборудования нескольких станций. Но я горжусь тем, что удалось их отстоять. Сложный период закончился, и в дальнейшем на многих участ­ках движение было восстановлено.

– В 1999 году вас назначили главным инженером Куйбышевской железной дороги. Каким для вас был этот период?

– Насыщенным. Это был переход в акционерное общество, и я передавал всё движимое и недвижимое имущест­во, занимался горами бумаг. В актах требовалось отразить всё, до путевого костыля и гвоздя. Мой кабинет в то время был буквально завален документами, каждый из которых надо было просмотреть и подписать. Использовать факсимиле категорически запрещалось.

Особенно болезненным оказалось разделение на дочерние компании по видам деятельности. Формировалась новая система управления, железные дороги были преобразованы в региональные центры корпоративного управления (РЦКУ). Вырабатывались новые принципы и механизмы взаимодействия между дирекциями. Если с разграничением функций стратегического и тактического управления особых вопросов не возникало, то в области оперативного управления на то, чтобы найти оптимальный баланс, потребовалось время. Но дорога и трудовой коллектив справились со всеми поставленными задачами.
Куйбышевская магистраль получила большое развитие. Главным детищем, своим и нашей команды, в тот период я считаю единый диспетчерский центр управления перевозками. Когда прохожу мимо центра, возникает чув­ство гордости, что мы продвинули его создание.

В 2007 году после сдачи в эксплуатацию ДЦУП Куйбышевской стал самым крупным и технически оснащённым в стране. Отрадно, что на его базе в последующем был создан Центр управления тяговыми ресурсами на Юго-Западном полигоне.

– На протяжении пяти лет, с 2007 по 2012 год, вы возглавляли проектно-изыскательский институт «Желдорпроект Поволжья». Какими проектами довелось заниматься?

– Принял я институт в то время, когда он находился в упадке. Мне удалось поднять его с колен и решить ряд проблем. Объектов было много, за годы моего руководства институт нарастил объёмы в 2,5 раза. Отличились мы на проектировании ряда транспортных объектов для Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, разрабатывали проект электрификации участка Сызрань – Сенная.

– Следите ли вы за жизнью магистрали после выхода на заслуженный отдых?

– Разумеется, потому что без дороги я не могу, это мой второй дом. Каждое утро у меня начинается с чтения газет «Куйбышевский железнодорожник» и «Гудок», из материалов которых узнаю о новостях дороги и компании.

Много общаюсь с нынешними руководителями и с теми, с кем когда-то работал. На базе совета ветеранов из числа бывших руководителей мы создали подобие клуба по интересам. Собираемся в дорожном музее, обсуждаем, какие советы можем дать нынешним руководителям дороги и дирекций, обмениваемся информацией.

– Что бы вы хотели пожелать молодому коллективу Куйбышев­ской и самой дороге?

– Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить всех, с кем мне довелось работать. Сегодняшним работникам и руководителям желаю целеустремлённости и веры в свои силы. Пусть работа приносит только удовлетворение. Прислушивайтесь к старшему поколению железнодорожников, особенно к тем, кто руководил отделениями, у них накоплен колоссальный опыт ведения производственной и хозяй­ственной деятельности. И, разумеется, помните историю родной магистрали.

Нашей дороге желаю дальнейшего технического развития. Как минимум ещё 150 лет продолжать соединять города и судьбы, обеспечивая на высоком уровне не только безопасность пассажирских и грузовых перевозок, но и качество оказываемых услуг. 
Беседовала Светлана Мяченкова

календарь

календарь