В том, что каждый работник нашей компании должен повышать свой профессиональный уровень, сомнений нет. Но как это сделать качественно, а главное – максимально эффективно, обсудили члены дорожного технико-технологического совета.
14.10.2016
Тон дискуссии задал главный инженер ЮУЖД Анатолий Храмцов:
– Я хочу услышать ваше мнение. Как в хозяйствах организован процесс техучёбы? Что ему мешает? Кто должен учить работника – работодатель или упор надо сделать на самообразовании? Как можно измерить отдачу от техучёбы?
Общую картину обрисовал начальник службы технической политики ЮУЖД Валерий Яковлев:
– Сегодня на дороге работают 11 центров практического обучения, пять вагонов-тренажёров, 75 учебных полигонов, 213 кабинетов технической учёбы. В среднем за год уровень знаний здесь повышают более 36 тысяч человек, из них большая часть – это представители Дирекции инфраструктуры, Дирекции тяги и Дирекции управления движением. Надо сказать, что за последние годы у нас сделано немало. Так, в рейтинговой оценке инженерной деятельности железных дорог за шесть месяцев этого года Южно-Уральская магистраль по разделу «Техническая учеба» переместилась на седьмое место (за аналогичный период прошлого года мы занимали десятое место). Но это не значит, что у нас нет проблем.
Представители службы НТП регулярно организуют проверки структурных подразделений и на их основе даже составили своеобразный антирейтинг. На первом месте среди системных недостатков – формализм при планировании и проведении занятий. Наиболее яркий пример, когда в планы занятий включают ссылки на устаревшие нормативные документы и инструкции. И ситуация эта далеко не так безобидна, как может показаться:
– Когда на предприятия, замеченные в формализме, приходят с проверками представители РБ, они обязательно выявляют низкое качество знаний персонала, – подчеркнул Валерий Яковлев.
Тревогу вызывает возрастной фактор: сегодня едва ли не треть компьютеров, используемых при организации техучёбы, морально устарела и не может поддерживать современные обучающие программы. Есть вопросы и по части ответственности работников: далеко не все они занимаются в классах с надлежащим рвением, а отсутствие энтузиазма объясняют тем, что итоги учебы не отражаются на зарплате и мало влияют на карьеру. Стоит посмотреть и на учителей: конечно, в преподаватели назначают профессионалов, но могут ли они доходчиво объяснить какую-то тему? Интересна ли им эта роль?
К этому списку главные инженеры хозяйств добавили свой перечень. Но, пожалуй, больше всего они сосредоточились на двух вопросах: какой должна быть техучёба и по каким критериям можно определить её эффективность.
Пожалуй, общую проблему озвучил главный инженер службы пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Дмитрий Воробьев:
– Думаю, всем понятно, что качественное выполнение плана технической учебы в значительной степени зависит от времени, предоставленного на проведение технического обучения. Так, сегодня в Шумихинской дистанции пути ежемесячно планируют изучать семь-восемь тем. Однако в эту дистанцию (впрочем, как и во все остальные) регулярно поступают многочисленные телеграфные указания и распоряжения о проведении внеочередных технических занятий по определенным темам. В итоге план занятий увеличивается на 18 тем! И чтобы провести занятия действительно качественно, надо либо дополнительно отвлекать работников для проведения внеплановой технической учебы, либо сокращать время, уделяемое на изучение плановых тем.
Что касается критериев, то в Центральной дирекции управления движением, например, сегодня опираются на выводы, полученные в ходе работы системы персонифицированного мониторинга эффективности результатов технического обучения.
– Она показывает, например, какие результаты продемонстрировал работник во время занятий на тренажёрах, какие ошибки допустил на зачете и в автоматическом режиме определяет рейтинг работника, указывает на его сильные и слабые стороны в подготовке. При этом руководитель любого структурного подразделения может контролировать успеваемость и посещаемость технической учебы работниками подведомственного подразделения за любой промежуток времени прямо со своего рабочего места, – рассказал главный инженер Южно-Уральской дирекции управления движением Александр Сахаров.
Кстати, Александр Геннадьевич наиболее полно озвучил и вопрос об эффективности вложений в техучёбу:
– Сегодня в дирекции работают пять вагонов-тренажёров, которые охватывают 106 станций с приписным штатом 1176 работников, или четверть (24,5 процента) от подлежащих техническому обучению. Мы подсчитали, что в среднем на содержание одного вагона-тренажёра (причём без учета плановых видов ремонта) уходит около 1,3 миллиона рублей в год. Плюс к этому в связи с истечением срока службы в 2018 году подлежат списанию три вагона: курганский, орский, оренбургский, а стоимость нового вагона составляет порядка 70 миллионов рублей! И для оптимизации расходов на процесс технической учебы мы решили в большей степени использовать потенциал и возможности центра практического обучения Курганского центра организации работы железнодорожных станций. Для этого мы предлагаем оборудовать кабинеты технической учёбы отдельных станций и рабочее место преподавателя ЦПО ДЦС-3 аппаратурой видеосвязи и проводить техучёбу дистанционно, благо, техническая возможность сети передачи данных ОАО «РЖД» это позволяет.
По схожему пути пошли и на предприятиях вагонного хозяйства. Здесь и раньше вполне активно использовали дистанционное обучение, но в основном для организации каких-то разовых курсов для специалистов и руководителей, а с этого года решили перейти на «удалёнку» в полном объёме.
– Внедрение дистанционного обучения для начальников пунктов технического обслуживания вагонов, мастеров участка производства, осмотрщиков вагонов всех наименований позволяет им самостоятельно планировать расписание занятий, – подчеркнул главный инженер службы вагонного хозяйства Вячеслав Сыпалов.
Не исключено, что совсем скоро вагонники и вовсе не будут привязаны к персональным компьютерам: здесь ждут, что закончится разработка мобильного приложения по технической учёбе. Достал телефон, посмотрел нужные главы, отметил нужные пункты… И все!
Очень важный вопрос поднял на ТТС и начальник службы управления персоналом Олег Анфалов:
– Ввиду того что в основном квалифицированные кадры на дорогу приходят после окончания среднепрофессиональных учебных заведений, для нас важно знать, чему и как обучают в ЧИПСе, КИЖТе, Оренбургском институте путей сообщения.
Он считает, что надо сближать железнодорожные предприятия и учебные заведения. Например, рассмотреть возможность подключения филиалов СамГУПС и УрГУПС к интернету ОАО «РЖД» для работы с АРМами дистанций пути в информационном режиме. А на Федеральное агентство железнодорожного транспорта стоит выйти с предложением пересмотреть программу подготовки студентов в части увеличения практических занятий на учебных полигонах дистанций пути.
Активно обсуждался и принцип привлечения к занятиям.
– Если на предприятии работает специалист с огромным опытом, который хорошо сдает необходимые тесты, нужно ли, чтобы он регулярно проходил техучёбу? Конечно, это не относится к тем случаям, если мы внедряем новые технологии, – поставил вопрос главный инженер службы пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Дмитрий Воробьев.
– Сегодня состоялся интересный разговор. Многие предприятия накопили интересный опыт; вы продемонстрировали умение искать разумный подход. Однако хочу напомнить, что все наши действия должны четко вписываться в нормативное поле компании, – подвел итоги главный инженер ЮУЖД Анатолий Храмцов.
Марина Пономарева