Дежурный по станции Шершни Елена Медведева победила в конкурсе Центральной дирекции управления движением. Опередив 46 коллег, она получила почётное звание «Лучший наставник».
27.01.2017
На посту ЭЦ у дежурного нет времени расслабиться. Она вся в работе: десяток телефонов, журнал, пульт, табло и монитор… Постоянное пребывание в «режиме многозадачности». При этом Елена Медведева успевает обучать стажёров. Как ей это удаётся?
Железнодорожница уверена, быть наставником – ответственная миссия. Людей, которые впервые приходят на магистраль, надо заинтересовать так, чтобы работа буквально запала им в душу. У самого же наставника должно быть желание научить и поделиться знаниями. Во всём этом не обойтись без психологической подготовки.
– Когда человек приходит на стажировку, первое, что ты делаешь, – просто разговариваешь. В беседе становится понятно, как до него «достучаться», – рассказывает Елена Медведева. – Например, карьеристу надо объяснить, что без определённых ступеней дальше не пойти и что всё пригодится. Есть те, кто боится и думает, что у них не получится. Тогда важно вселить надежду.
Медведева говорит, что довольно тяжело одновременно работать и уделять внимание стажёру. Но это реально. Бывают моменты, когда из-за большой загруженности нет даже секунды на то, чтобы отвлечься. Она уверяет, это безусловный плюс.
– Когда на станции очень много дел, можно проиграть различные нестандартные ситуации как в поездной, так и в маневровой работе. Так в дальнейшем он будет более подготовлен, – отмечает она.
На железной дороге она трудится уже более 20 лет и воспитала не один десяток новичков. За это время представление о наставничестве мало поменялось.
– Руководство выбирает в качестве наставника человека, который не только знает всё, но и может объяснить. Сначала испытываешь гордость. Но осознание самого процесса приходит позже, когда начинаешь стажировать впервые, – поделилась Елена Николаевна. – Несмотря на то что есть план, где подробно расписано, сколько часов на какую тему уделить, у каждого подопечного возникают разные проблемы и вопросы. Однако со временем становится только интереснее. К примеру, для нас стали проводить обучающие семинары-тренинги, как правильно себя вести, найти подход к человеку. Бывает и такое, что новый работник приходит и просто молчит. Не можешь понять, хочет он быть железнодорожником или нет, понимает ли тебя. Нам подсказали, что в качестве психологического приёма можно купить тортик и посидеть после работы за чаем: поговорить и понять, что хочет человек в жизни и какой он.
Елена отмечает, что самое главное – контакт. Если у стажёра есть стремление и желание учиться и развиваться, наставник это сразу чувствует и хочет дать ему больше знаний.
– Приятно приходить в смену, когда поездным диспетчером работает тот, кого ты учила, слышать родной голос. В какой-то степени я для них железнодорожная мама, – говорит Медведева. – Все усилия оправдываются потом, когда твой стажёр поднимается по карьерной лестнице, выходит в поездные диспетчеры, ревизоры, начальники станций. Это огромный стимул для работы.
Елена считает, что без наставничества на дороге новичкам было бы сложно. Здесь нельзя прочитать инструкции, прийти и работать просто так. Стажёрам нужно показать, куда нажать, как сделать. Кроме того, очень важно научить человека трудиться в команде.
В разговоре становится понятен ещё один секрет успеха – надо бесконечно любить свою работу. Она уверена, если человек любит своё дело, то научит любого.
– Мы, как никто другой, заинтересованы, чтобы у нас была хорошая грамотная смена, чтобы мы вышли на пенсию и не переживали за родную магистраль, – добавляет наставник.
Сама же Елена любит её с самого детства. Сюда она пришла по стопам отца, который трудился машинистом.
– Мне было интересно, как можно управлять такой громадной системой. Казалось, что это нереально. Меня отговаривали идти в железнодорожный техникум. Но я пошла и не жалею. Когда в конце смены встаёшь с рабочего места и у тебя путь свободный, вагонов на подачу нет и пассажирские ушли, душа ликует. Это очень интересный труд, и я не представляю себя в другой сфере.
График и специфика работы дежурного по станции накладывают свой отпечаток на обыденную жизнь. Елена Николаевна признаётся, что очень мало времени остаётся на домашние заботы. Но всё-таки наша героиня в первую очередь заботливая мама и жена, которая привыкла решать максимум задач в короткий срок.
Наталья Лукьянчикова