В посёлке Зауральском недалеко от станции Еманжелинск стоит необычайной красоты дом, украшенный резными наличниками. В нём живёт со своей семьёй связист-ветеран Алексей Ильич – человек с золотыми руками и светлой головой. Когда трудился электромехаником, создал шкаф радиоуправления и стал лучшим рационализатором отделения, а в нерабочее время сам сделал цветной телевизор.
02.02.2017
Алексей Кычев называет себя самоучкой. Он увлекался электроникой с детства, но профильное образование получил спустя годы работы в радиосвязи.
– Как и многим в те времена, мне рано пришлось начать зарабатывать деньги – в 16 лет, – рассказывает ветеран. – Трудился помощником машиниста экскаватора на добыче песка, потом выучился в Москве на машиниста. Немного поработал – пошёл служить в армию. Три года в морском пограничном флоте. Когда демобилизовался, двоюродный брат позвал работать на дополнительный усилительный пункт (ДУП-2). Образования по радиосвязи у меня не было, стал антенщиком. Лазил на стометровые мачты, установленные на антенных полях.
В то время работники ДУП-2 жили в больших бараках среди леса, расположенных в трёх километрах от станции.
– Мне-то хорошо было на работу ходить: 50 метров – и я на месте, а вот жена, Любовь Ивановна, каждое утро добиралась до железнодорожного детского сада на станции, где трудилась няней, воспитателем, а потом и заведующей, – вспоминает ветеран.
Потом Алексей Кычев узнал, что можно перевестись из ДУП-2 на станцию Еманжелинск. Людей, которые разбираются в радиосвязи, было мало. На экзамене при поступлении на новое рабочее место начальник дистанции протестировал его знания и был приятно удивлён.
– «Прогнал» меня по всем вопросам, а потом спрашивает: «Какое образование?». А я говорю: «Никакого», – вспоминает связист. – Он говорит: «Я ежегодно экзамены принимаю, у меня после техникума ребята не так уверенно отвечают. Электромехаником беру!». В то время квалифицированные кадры были в дефиците.
Технологии не стояли на месте, аппаратура постоянно совершенствовалась. Чтобы получить новые знания, Алексей Кычев заочно окончил техникум.
– Думал и дальше пойти учиться, но как-то не срослось. Хватило и этих знаний, ещё молодых работников многому научил, – рассказывает он.
Алексей Ильич занимался обслуживанием поездных и маневровых устройств радиосвязи на участке от Еманжелинска до Южноуральска.
– Когда я пришёл, громкоговорящей связи не было даже на крупной станции Еманжелинск, не говоря уж о мелких остановочных пунктах, – рассказывает ветеран. – Вручную копали траншеи, чтобы проложить кабель. Сначала людей в бригаде было немного, это потом начали постепенно набирать штат. Поэтому первое время приходилось непросто. Если нам нужно было привезти какую-то аппаратуру, долго ждали автомобиля (за техникой выстраивались очереди) или сами транспортировали её на электричках. Блоки радиостанций весили до 200 килограммов, и мы вручную затаскивали их в вагон.
Периодически Алексею Кычеву приходилось осматривать волноводы. Он уезжал на электричке до Красносёлки, а потом шагал пешком по шпалам обратно до Еманжелинска. Дома находился нечасто: в любое время дня и ночи могли вызвать для устранения повреждения.
Связист постоянно предлагал идеи, как можно усовершенствовать аппаратуру. Сам разработал и смонтировал шкаф радиоуправления. Отметим, что эта система вышла из эксплуатации всего несколько лет назад. За эту разработку Алексея Кычева признали лучшим рационализатором отделения.
Чтобы обеспечить себя и пятерых детей, Кычевы вели домашнее хозяйство, поэтому сидеть без дела не приходилось никогда. К мастеру на все руки то и дело обращались коллеги и односельчане с просьбой починить телевизор.
– Когда телевизор был ламповый, у нас дома он всегда стоял задом наперёд, – вспоминает жена связиста Любовь Ивановна. – Надо кому-нибудь лампу заменить – достанет её из нашего, поставит в чужой, и люди дальше смогут смотреть передачи. Мы всегда думали сначала о других, и только потом о себе.
Алексей Ильич даже самостоятельно собрал цветной телевизор. В те годы они только появились, но в магазине их купить было нельзя.
– Приобретал запчасти, паял, полгода этому посвятил. В Карабаше брал прессованные блоки бракованных плат. На их основе согласно схеме вытравливал новые, – вспоминает Кычев. – Эта самодельная конструкция работала более четырёх лет, пока не появилась возможность купить заводской цветной телевизор.
В 1977 году Кычев построил дом, до него на этом месте была землянка. Сделал фундамент, стены, крышу, провёл коммуникации, затем украсил фасад резными элементами. Дом неоднократно становился победителем местных конкурсов «Дом, в котором я живу», «Усадьба образцового содержания» и многих других. Впрочем, этим победам Кычевы уже не удивляются: немного в посёлке Зауральском и в Еманжелинском районе подобных «достопримечательностей».
– Времени сейчас свободного много, поэтому периодически обновляю фасад. Сейчас уже третий вариант резных наличников, – показывает снимки разных лет Алексей Ильич. – Больше, наверное, не буду за это браться, приходится лазить высоко, а годы уже не те.
Снаружи дом украшают резные наличники, а внутри деревянные стены и потолки. Их изготовление стало долгим и трудоёмким процессом, но оно, по словам Кычева, того стоило. Теперь в комнатах стало теплее и уютнее.
Резьбой по дереву Алексей Кычев увлёкся ещё до пенсии. Сейчас у него отдельная мастерская. Раньше там была летняя кухня, но постепенно её заполонили инструменты и строительные материалы.
– Он мастерил прямо в зале, – вспоминает Любовь Ивановна. – Километры прорезей сделал маленькой ножовкой. Представляете, какой тут был хаос? Но зато потом дом так преобразился!
За 39 лет работы на Южно-Уральской железной дороге Алексей Кычев получил 78 поощрений.
– Я вышел на пенсию в самое интересное время, когда начали внедрять цифровую аппаратуру. Уходя, уступил своё место младшему сыну Илье. Теперь он стал старшим электромехаником, – гордится Алексей Ильич.
Марина Паниковская