Какой ваш руководитель? Строгий, справедливый, суровый, молчаливый, взрывной? Общаясь с начальником годами, мы думаем, что досконально изучили этого человека. А такой ли он на самом деле? «Призыв» запускает новую рубрику «Без галстука». Мы хотим показать жизнь руководителей вне кабинетов. Нашего первого собеседника знают как отличного энергетика, тренера и охотника.
31.01.2024
Интервью с Андреем Баклановым, начальник Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению.– Андрей Владимирович, раньше мы общались с вами исключительно на производственные темы. Сегодня разговор будет протекать в другом русле. Расскажите о себе.
– Я родился в 1974 году в селе Большое Шумаково, в Увельском районе Челябинской области. Позднее родители переехали работать в Челябинск. И хотя в городе мне нравилось, я с большим удовольствием приезжал на малую родину в деревню. Никогда не хотел в пионерский лагерь, где надо подчиняться правилам и соблюдать дисциплину. Каждое лето я наслаждался полной свободой в деревне.
После школы решил поступать в автотранспортный техникум. Это сейчас можно получить водительское удостоверение, просто отучившись в автошколе. А раньше заветный документ давали в ДОСААФ. Иметь водительское удостоверение в те времена было верхом моих мечтаний, кроме того, я очень любил возиться с техникой. В деревне у меня в разное время было три мотоцикла, первый из которых – ИЖ Планета-2. Я долгие часы проводил в гараже, собирая и разбирая технику, очень это дело любил. Но, к сожалению, в автотранспортный я не прошёл по конкурсу. Русский язык и математику сдал всего лишь на четвёрки, а желающих получить права было много, порядка 7–8 человек на место. Расстроившись, уехал в деревню. 30 августа возвращаюсь в Челябинск, а в почтовом ящике лежит приглашение в железнодорожный техникум. Фактически меня зачислили сразу. Экзамен по математике сдал тут же, а по русскому языку спустя несколько дней, в перерыве между парами.
– Какими запомнились студенческие годы?
– Мы поступали в техникум вместе с другом Женей Щербаковым. Он мечтал стать железнодорожником. Но когда группы были уже сформированы, Женя оказался среди ребят на профиле «автоматика и телемеханика», а я на «электроснабжении». Мы побежали в деканат, объяснили ошибку. Ушли в твёрдой уверенности, что ситуация разрешилась. А спустя несколько дней нас вдруг меняют местами! Последовал еще один «штурм» деканата. И только после этого мы начали учиться на энергетиков в одной группе.
Техникум подарил мне ещё одного хорошего товарища: на втором курсе к нам пришёл Дмитрий Горбунов, который сегодня занимает должность заместителя начальника ЮУЖД по взаимодействию с органами власти. Сдружились мы и с Антоном Куликовым – он сегодня трудится на тяговой подстанции, Сергеем Стрельниковым, ранее трудившимся в ремонтно-ревизионном участке. Кстати, для многих из нас процесс обучения завершился намного раньше положенного.
– Почему?
– Нас забрали в армию. В 1990-х некоторым учебным заведениям, в том числе нашему техникуму, прислали документ, в котором говорилось, что с их студентов снимается бронь. Всех подходящих под призыв парней на месяц раньше отозвали с практики. Как сейчас помню: 25 февраля получаю диплом, 26-го – проводы, а на следующий день уже стою на станции Челябинск-Южный. Так я выпустился на четыре месяца раньше. Служил в танковых войсках здесь, в Челябинской области. Дембельнулся и пошёл на железную дорогу. Взяли меня в район контактной сети станции Челябинск-Главный. В те времена в хозяйстве ощущалась острая нехватка людей. Многие уходили, не выдержав нагрузок и дисциплины. Я там отработал монтером, бригадиром, механиком, старшим механиком. В какой-то момент начальник Челябинской дистанции электроснабжения Александр Иванович Веденяпин, очень мудрый руководитель, направил меня в технический отдел. Сказал, что мне надо попробовать свои силы в инженерах. Я никогда не любил возиться с бумагами. Работать с техникой, что-то построить, смастерить – это моё. Но руководитель настоял, отметив, что новые знания пригодятся. Так я стал сначала механиком технического отдела, а потом инженером по контактной сети. Как оказалось в дальнейшем, этот опыт действительно был нужен.
Интересно, что мы с моим студенческим другом Дмитрием Горбуновым всегда шли параллельными курсами. Он тоже был инженером, а потом его направили руководить ЭЧК в Полетаево, а я возглавил ЭЧК-18 в Челябинске. Затем оба стали заместителями по контактной сети. Потом он ушёл в Челябинское отделение дороги, а я продолжил работать в объединённой Челябинской дистанции электроснабжения.
Объёмы работы тогда были огромные. Редко удавалось переночевать дома, я практически жил на стройках. В 2009-м возглавил Златоустовскую дистанцию электроснабжения. Вернулся в Челябинск только через полтора года на смену первому заместителю начальника службы электроснабжения Владимиру Георгиевичу Горохову, он уходил на заслуженный отдых. Кстати, его я от всей души поздравляю, у него 2 февраля день рождения. Ещё через полтора года начальник службы Э Александр Вольдемарович Майер ушёл на повышение, и я стал руководить службой. Отлично помню дату – 22 мая 2012 года. Это день рождения моей мамы.
– Андрей Владимирович, вы сказали, что всегда любили больше возиться с техникой, чем с бумагой. А сейчас готовы залезть на опору? Навыки не растеряли?
– Да в любой момент, вообще без проблем! Вы бы знали, как я рвусь! Сколько раз мне хотелось сделать всё самому! Однажды даже начальник ЮУЖД Виктор Алексеевич Попов меня отчитал: мол, куда лезешь, ты же руководитель. А я не могу стоять и смотреть, когда что-то неправильно. Всегда любил трудиться на улице и всё еще люблю высоту.
– Когда начинали работать, думали, что будете руководить?
– Да вы что! Когда трудился монтёром, была мечта стать механиком ЭЧК. Затем ориентир немного сдвинулся: начальник участка, думал я, вот это фигура! И так дальше. Достигая одной цели, хотелось чего-то большего. Но меня никогда не интересовала должность ради должности. Я мечтал получить больше возможностей, чтобы сделать инфраструктуру хозяйства ещё лучше. Наверное, где-то проявлял излишнюю инициативу… И вообще язык мой – враг мой, уже не раз замечал (смеется).
– Что вы хотите сделать на железной дороге, к чему стремитесь?
– Моя мечта – поменять всё старьё в энергетике, которое стоит ещё с 1940-х годов. Текущие темпы замены недостаточны, а объёмы движения увеличиваются. Чтобы активно всё менять, нужны «окна», которые, опять же, не так-то просто предоставить. Ну и, конечно, необходимы большие финансовые средства. Мне бы очень хотелось, чтобы Южно-Уральская магистраль даже не задумывалась об интервалах движения. Нас, энергетиков, именно из-за этого часто критикуют, забывая, что огромная часть оборудования уже давно отстояла свой ресурс. Но мы стараемся. К примеру, сейчас ведётся активное проектирование электрификации участка Оренбург – Красногвардеец – Новоперелюбская.
– Лукавите, Андрей Владимирович. Вы хотите обновить оборудование только потому, что это в первую очередь ваша обязанность…
– Да нет же, это именно мечта! Хочу видеть энергетику нашей дороги современной и безопасной. На каждой из руководящих должностей думал, что вот теперь-то у меня руки развязаны сделать так, как я хочу. А когда начинал разбираться в нюансах, то осознавал, что всё не так просто, как кажется с первого взгляда. Тем не менее хотел бы отметить, что за 20 лет мы построили почти 400 километров новой контактной сети.
– Как воспринимаете жизненные трудности?
– Легко. Проблемы даются нам, чтобы мы могли их пережить и переосмыслить ситуацию. Это опыт.
– Что больше всего в жизни не любите?
– Когда мне врут. Все окружающие это знают. Я всегда готов войти в положение человека, подумать, как решить возникшую задачу. Но говорить нужно правду, даже самую неудобную.
– Вы слывёте страстным охотником. Откуда такое увлечение и где можно полюбоваться на ваши трофеи?
– Это мне ещё с детства папа привил и всему научил. Я люблю оружие и обожаю стрелять. Но при этом мне не интересно заниматься просто истреблением животных. Суть скорее в атмосфере, которую создаёт охота: свежий воздух, лес, погружение в себя. Обычно добываю кабанов, лосей, косуль. Уток, перестал, их и так сейчас мало. Принципиально не хожу на медведей, говорят, что их отпечаток похож на человеческий. Недавно открыл для себя новую охоту – на бобра.
Уже второй год предпочитаю заниматься любимым делом в одиночестве. Обратился к егерю и ни от кого не зависишь: есть оружие и есть цель. На охоту выезжаю обычно в сторону Екатеринбурга, в Оренбургскую область.
Мои трофеи хранятся у мамы в деревне в гараже. Там на стенах развешены чучела животных. Администрация деревенской школы недавно обратилась к ней с просьбой проводить в гараже экскурсии. Так моё увлечение будет приносить пользу местным ребятишкам.
– Высота, охота... В списке ваших увлечений только экстремальные виды?
– А ещё я обожаю скорость, поэтому часто гоняю на снегоходе и квадроцикле. Один раз так увлекся, что сломал ногу, теперь стараюсь себя сдерживать.
Есть и спокойное хобби – рыбалка. Раз году выезжаю на озеро Еткуль, люблю иногда посидеть с удочкой в тишине. С главным инженером Дирекции инфраструктуры Дмитрием Тереховым в 2006-м мы ездили рыбачить на Байкал. Интересный опыт.
– Спорт, наверное, тоже нравится? Не раз наблюдал, как вы активно болеете за своих коллег на соревнованиях. Более того, вы даже выступаете в роли тренера!
– Спорт очень важен. В школе и техникуме я играл в хоккей, поэтому, когда на ЮУЖД решили организовать состязания по хоккею в валенках, был в восторге. Собрал женскую команду и начал тренировки, причём выходил на лёд даже после сильного ушиба рёбер. Я считаю так: если уж ты создал команду, то нужно участвовать в её подготовке. Купили девушкам клюшки, валенки, защитную экипировку. Руководителю нужно показывать вовлечённость своим примером, и это должно идти от сердца. В итоге в ходе первого дорожного турнира наши девушки сразу же заняли первое место!
– Вы всех удивили и своими соревнованиями по лапте.
– Эти соревнования мы решили проводить не случайно. Я – патриот своей страны, у меня дочь и сын так же воспитаны. Лапта – это старинная русская игра. Мне захотелось её возродить. Сначала мы состязались внутри дирекции, а потом бросили вызов железнодорожникам других предприятий. Пока дорожные состязания проводятся среди смешанных команд, но хочется сделать ещё и женскую лигу.
– Хватает ли вам времени, чтобы почитать вечером книгу или посмотреть фильм?
– Это я обожаю! Среди любимых фильмов – «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова, комедии Леонида Гайдая. В те времена юмор был совсем иным, более тонким. Что же касается книг, то один из моих любимых авторов – Фёдор Михайлович Достоевский. В какой-то степени именно благодаря его произведению «Преступление и наказание» я бросил курить. Отлично помню: ночью на словах «тварь я дрожащая или право имею?» меня будто переклинило. Неужели, сказал я себе, не смогу избавиться от пагубной привычки? До этого курил 20 лет – а тут как отрезало. И не тянет.
– Расскажите о самых интересных местах, которые посещали.
– Я был в 15 странах, на стене в моем кабинете они отмечены российскими триколорами. Среди ярких впечатлений – посещение одного из музеев в Стокгольме. Там был выставлен необычный линейный корабль – «Ваза», спущенный на воду летом 1628 года. Это был один из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани. В 1961 году его подняли, законсервировали и отреставрировали. Сейчас это единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века. Экспонат произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Также очень понравился римский Колизей – монументальное строение. А недавно с супругой ездили в населённый пункт Териберка, что на границе с Финляндией. Он известен тем, что в местный залив нередко приплывают киты. Зрелище незабываемое!
– Что вы назовёте своими главными достижениями?
– Главное достижение, без сомнения, это мои дети, семья. Мою супругу зовут Наталья. Она – мой надёжный тыл, всегда поддерживает меня, даже когда работа занимает практически всё время. Наталья тоже железнодорожница. Дочери Ксении 25 лет, она выучилась в Южно-Уральском государственном университете, вышла замуж. Матвею 20, он – студент ЮУрГУ.
– Хотели бы вы, чтобы они продолжили вашу трудовую династию?
– Дети по нашим стопам не пошли. Но я никогда не давил на них, не заставлял пойти на железную дорогу. Мне кажется, что это должно идти от сердца. Надеюсь, они, как и я когда-то, найдут себе дорогу по душе.
Ещё больше интересных новостей в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья!
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзен».
Александр Кичигин