Благодаря внедрению в III квартале 2023 года мультифункциональных проектов бережливого производства, в павильонах остановочных пунктов Труд и 65 км Западно-Сибирской магистрали установлено оборудование, позволяющее дистанционно обеспечивать своевременный доступ пассажиров в залы ожидания. Осуществление этих работ силами омских и новосибирских железнодорожников позволило получить годовой экономический эффект от реализации двух проектов на сумму почти 250 тыс. руб.
23.11.2023
О проблеме, связанной с качеством оказания услуг пассажирам, в том числе комфортным пребыванием на отдалённых объектах пассажирской инфраструктуры, с которой предстояло справиться коллективу Западно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств, и способах её решения рассказал начальник производственно-технического отдела дирекции Алексей Иванов, непосредственно занимавшийся подготовкой и реализацией проектов.– Качественное обслуживание пассажиров – это один из приоритетов в деятельности ОАО «РЖД», – отметил начальник отдела. – Мы столкнулись с такой ситуацией, когда в некоторых залах ожидания остановочных павильонов, отдалённых от городских агломераций, двери утром открывались несвоевременно, то есть после того, как уже отправлялся первый электропоезд. Соответственно, вечером закрывались сразу после отправления последнего пригородного поезда. Особенно остро эта проблема проявляется на малых объектах, где график работы билетных кассиров не совпадает с расписанием движения поездов на два часа и более, а дежурный персонал и посты охраны отсутствуют. В результате пассажиры были вынуждены подолгу ждать открытия павильонов, порой при неблагоприятных условиях погоды, что вызывает у людей вполне понятное возмущение. В частности, такая ситуация сложилась на остановочном пункте Труд (Омская область).
Но оставлять залы ожидания открытыми на ночь тоже не представляется возможным из-за наличия в них ценного оборудования, в том числе билетопечатающего. К тому же, согласно распоряжению начальника Западно-Сибирской железной дороги от 4 августа 2022 года, открытие залов ожидания для пассажиров должно выполняться не менее чем за 30 минут до прибытия пригородного поезда.
– На вокзалах и крупных пассажирских павильонах наша дирекция ведёт работу по оснащению их автоматическими системами удалённого управления, – сказал Алексей Иванов. – Это оборудование позволяет дистанционно открывать и закрывать залы ожидания объектов. Но ввиду значительной стоимости его монтаж на малых павильонах экономически нецелесообразен.
Железнодорожники стали искать альтернативу, проанализировали рынок услуг по оснащению обособленными системами дистанционного открывания и закрывания дверей павильонов. Их стоимость достигала в Омском регионе 143 тыс. руб. Не нанимать же людей для того, чтобы открывать или закрывать павильоны, ведь это вышло бы ещё дороже.
Тогда оперативная рабочая группа дирекции разработала проект «Внедрение смарт-системы открытия-закрытия дверей павильона с функцией дистанционного мониторинга обеспечения перевозочного процесса на остановочном пункте Труд». Эту систему создали и смонтировали работники Омского участка пассажирских обустройств.
Принцип её работы построен на дистанционном автоматизированном управлении электромагнитным замком входной двери через смарт-реле по инновационному каналу передачи данных ZigBee. На входную дверь смонтировали электромагнитный замок. К нему через кнопку аварийного открытия двери (пластиковая кнопка) подвели слаботочный кабель в кабель-канале, подключаемый на отдельный автоматический выключатель через смарт-реле. В билетной кассе установили роутер и шлюз, формирующий канал связи ZigBee. Далее через бесплатное приложение осуществили настройку времени открытия и закрытия электромагнитного замка. И в завершение установили смарт-камеры видеонаблюдения с функцией фиксации движения на объекте, которые позволят дистанционно контролировать наличие людей в зале ожидания после его закрытия.
– Данный проект обеспечивает открытие и закрытие зала ожидания пассажирского павильона остановочного пункта Труд в автоматическом режиме, согласно режиму работы, без привлечения работников. Также он обеспечивает сохранность имущества ОАО «РЖД» и АО «Омск-пригород» в ночное время, – подчеркнул Алексей Иванов. – Кроме того, указанная система полностью исключает человеческий фактор в вопросах открытия и закрытия залов ожидания работниками. Расходы на реализацию проекта составили чуть больше 14 тыс. руб., а годовой экономический эффект составил 129 тыс. руб.
Аналогичным образом реализован и проект на остановочном пункте 65 км. Только там, соответственно, работали сотрудники Новосибирского участка пассажирских обустройств, а экономический эффект чуть ниже – 118 тыс. руб.
– Сегодня пассажиры довольны нашей работой. Мы устранили существовавшую проблему, обеспечили качественное оказание услуг на данных объектах и комфортное пребывание людей в залах ожидания, – отметил Алексей Иванов.
Региональная дирекция пассажирских обустройств планирует тиражировать проект на других остановочных пунктах и продолжит работу по распространению приобретённого опыта гарантированного предоставления качественных услуг на отдалённой инфраструктуре.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Олег Таран