Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 49 | 22.12.2023
4 полоса

Другое измерение

Другое измерение

Прибор «ВАРД», созданный студентами Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа), отмечен как лучший на демонстрационном дне программы «ДВИЖ 2023», прошедшем в четверг. Разработка позволяет автоматизировать процесс измерения пружин вагонов в ремонтных депо.

21.12.2023
Как рассказал один из участников ­команды победителей, студент третьего курса факультета «Бизнес-информатика» ­Данил Суров, в одной тележке грузового вагона находятся 5–6 пружин. При обслуживании вагона с помощью измерительных приборов работники вручную замеряют высоту, внутренний и внешний диаметры пружин. На каждую пружину уходит примерно три минуты. Однако в сутки через вагоноремонтный комплекс проходит до 15 вагонов, где в общей сложности около 90 пружин.

Студенты-новаторы уверены, что объём работ может негативно сказаться на точности полученной информации. «ВАРД» – прибор для оптического измерения геометрических параметров пружин – автоматизирует процесс замеров.

Устройство представляет собой прямоугольный корпус, в котором находятся две камеры, две светящие поверхности, монитор и компьютер со специально разработанным программным обеспечением. Пружина помещается под одну из камер, между световыми панелями. Деталь фотографируют в профиль и сверху, а программа по крайним точкам пружины фиксирует измерения. Чтобы получить эти значения в миллиметрах, камеры калибруются в дополнительной программе по заранее распечатанным сеткам перед началом работы. Полученные отрезки параметров сравниваются с координатами сетки по определённому алгоритму.

– Преимущество прибора – в скорости: время измерения сокращается примерно в пять раз, – отмечает Данил Суров.

Внедрение в депо устройства «ВАРД» исключит утерю или поломку инструмента, а также облегчит работу за счёт меньшего количества переноса пружин, что повысит качество ремонта вагонов. Ещё прибор мобилен: относительно небольшие размеры позволяют поместить его в любой части помещения.

– Сегодня «ВАРД» направлен на работу с грузовыми вагонами, но в дальнейшем устройство может активно использоваться и при измерении пружин пассажирских вагонов. А в скором будущем мы добавим функции измерения отклонения перпендикулярности плоскостей, – сказал научный руководитель команды победителей Антон Кочетков, доцент кафедры «Физика, электротехника, диагностика и управление в технических системах» СГУПСа.

Опытный образец устройства – пока что в единственном экземпляре, но уже в следующем году планируется создать копии изделия. Сначала их внедрят на предприятиях Новосибирского региона магистрали, где они пройдут испытания. При успешном достижении заявленных целей проект «ВАРД» может быть распространён по всей Западно-Сибирской железной дороге.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Наталья Кулакова

календарь

календарь