Главы государств Евразийского экономического союза в конце декабря подписали декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь» до 2030 года и на период до 2045 года. Большое внимание уделено развитию транспорта.
11.01.2024
Страны ЕАЭС договорились формировать общее транспортно-логистическое пространство через развитие международных транспортных коридоров, увеличивать объёмы вспомогательной инфраструктуры и придорожных сервисов, а также развивать системы таможенного администрирования и цифровизации – всё это направлено на повышение транспортной связанности государств – членов ЕАЭС с развивающимися рынками третьих стран.«Главный вопрос сейчас заключается в развитии железной дороги в соседних государствах, а также поиске инвесторов для подобных проектов», – считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Ключевой момент для транспортной связанности стран заключается в развитии пунктов пропуска через границу. Также необходимо поднимать уровень цифровизации всех государств, входящих в ЕАЭС, убеждён президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Сегодня в области транспортно-логистической деятельности присутствует разрыв между цифровизацией процессов России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана. Они находятся на разном уровне, и необходимо привести его к единому знаменателю, что скажется на работе финансового и пограничного секторов», – добавил эксперт.
В документе говорится о необходимости координации усилий государств – участников ЕАЭС в задействовании потенциала отношений с международными организациями и международными институтами в целях развития транспортно-логистического потенциала сообщества. В декларации зафиксирована готовность реализовывать совместные проекты по строительству морских и сухих портов в странах экспортного интереса, а также по созданию бесшовных технологий перевозок внутренних и транзитных грузов.
Речь идёт и об обеспечении недискриминационного доступа на рынки государств сообщества, развитии использования национальных валют стран – членов ЕАЭС и расширении потенциала национальных кредитных агентств. Вопросы интеграции финансовых рынков сейчас больше произрастают из интересов России, отмечает Павел Иванкин. Расширение использования нацвалют, а также предоставление недискриминационного доступа сегодня относится к ответной реакции на нынешние геополитические условия и развитие финансового рынка ЕАЭС, на котором возникла такая потребность, заключает эксперт.
Александр Соляник