В кадре и за кадром БАМ
Номинация конкурса «В кадре и за кадром БАМ...» –
легендарная стройка и её участники в объективе фотоаппарата. Принимаются фото цветные и чёрно-белые, весёлые и грустные, масштабные и отражающие будни строителей. Необходимо краткое описание истории, стоящей за снимком.
Принимаются работы в электронном виде (размером не менее 1 Мв).
Давайте вместе соберём большой альбом
В кадре и за кадром БАМ

В посёлке Дюгабуль ежегодно, накануне Дня Победы, проводилась детская спортивная игра «Зарница», в которой с удовольствием участвовали бамовские школьники, начиная с пятого класса. Галя Норикова сидит за столом на переднем плане (в фартуке). Весна 1980 года архив Галины Самойленко (Нориковой)

16 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко, который строили военные железнодорожники, произошла стыковка рельсов Восточного участка БАМа. Автор фото Николай Кучеренко – прапорщик 35-й бригады железнодорожных войск – в годы службы не расставался с фотоаппаратом. Его снимки публиковали ведущие советские СМИ

1984 год. По маршруту Тында – Москва отправился первый пассажирский поезд. А около здания управления Тындинского отделения дороги открылся памятник, посвящённый знаменитому поезду «Гилюй». Этот день для семей бамовцев, среди которых была и четырёхлетняя Альбина Сызранцева, стал особенным архив Альбины Сызранцевой

12 мая 1979 года. Свадьба строителей БАМа Сергея и Людмилы Мухопад. После регистрации брака в Тындинском загсе молодожёны вместе с гостями фотографировались на память. Один из кадров того дня – фотография с оленями, которых держали эвенки на берегу реки Сигикта. Семья Мухопад живёт в счастливом браке уже 40 лет архив Сергея Мухопада

1978 год. Этот памятник в честь строителей БАМа находился на центральной площади Тынды. Четыре вертикальных рельса символизировали ответвления БАМа – Комсомольск-на-Амуре, Тайшет, Тында, Беркакит. До наших дней стела не сохранилась. Её демонтировали из-за строительства жилых домов в районе улицы Спортивной архив Георгия Зоболева

1974 год. Василий Бевзан (сидит слева) работал водителем на рубке леса. Лесорубы «Мостоотряда № 43» заготавливали древесину для производственных нужд. Жили зимой в палатках, а морозы стояли под минус 50 градусов. Фото на память с коллегами архив Василия Бевзана

Станция Муртыгит. 1978 год. В посёлке сдана новая школа. Семья учителей Николая и Валентины Контрибуция переехала в таёжную глубинку, чтобы поднимать образование. Николай Иванович возглавил школу, а Валентина Васильевна работала преподавателем начальных классов. На снимке директор школы выступает перед пионерами – детьми строителей БАМа Архив Валентины Контрибуция

В 80-е годы прошлого века Тында переживала настоящий бэби-бум. Несмотря на сложные бытовые условия, строители БАМа не боялись рожать детей. В 1983 году семья механизатора МК № 94 треста «Бамстроймеханизация» Олега Пархоменко переехала в Тынду. Бамовские ребятишки спокойно гуляли по посёлку, играли друг с другом. На фото трёхлетняя дочь строителя БАМа Ирина в компании со своими друзьями Архив Олега Пархоменко

Начало 1980-х годов. Поездные диспетчеры с разных участков БАМа отправились на ознакомительную экскурсию на Нерюнгринский угольный разрез. Цель таких поездок – дать наглядное понимание о предстоящих растущих объёмах работ, которые придётся осваивать движенцам в ближайшей перспективе. Архив Георгия Зоболева

29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта в Каларском районе Читинской области. На торжественном мероприятии присутствовал и Гигило Шенгелия (крайний слева), он работал тогда лесорубом в СМП-597 и жил в посёлке Сюльбан. Архив Гигило Шенгелия

Начало 70-х годов. Тында. Красная Пресня – главная улица столицы БАМа. Именно здесь появились первые девятиэтажки, построенные по московским проектам. В домах жили семьи строителей. По этой улице сегодня, как и 45 лет назад, в свободное время любят прогуливаться жители и гости города. Архив Алины Сызранцевой

Тында, 1978 год. После первой зимы на БАМе, которую молодая семья Утюговых пережила в домике без печного отопления, Альбина, Юрий и сыновья Олег и Серёжа переехали в барак по улице Бамовской. В 1981 году они получили благоустроенную квартиру на Красной Пресне. Сергей Утюгов (на первом плане в шапочке) сегодня возглавляет эксплуатационное локомотивное депо Тында. Архив Альбины Утюговой

1978 год. Солдаты механизированного батальона обедают в прижиме реки Унаха. За два года службы экскаваторщик Иван Ковалик построил более 100 километров земляного полотна. Ветеран БАМа вспоминает, как картошку на стройплощадку доставляли чаще всего в мёрзлом виде. Рацион строителей магистрали в погонах состоял преимущественно из капусты, каш и тушёнки. Архив Ивана Ковалика

В феврале 1976 года на Нерюнгринском угольном разрезе поднят первый ковш породы. С этого момента началась разработка месторождения коксующихся углей в Южной Якутии. Железнодорожники – частые гости на разрезе, впереди – огромные объёмы груза, который предстоит перевезти. Уже в октябре 1978-го на станцию Тында прибывает первый состав с углём из Нерюнгри. Это стало новым поворотом в её истории и развитии. Архив Владимира Суханова

Лето 1980 года. Станция Кувыкта. Бригада путейцев. Начальник станции Людмила Филимонова запечатлела момент передышки. Ей пришлось «повоевать» с мужчинами, проявить свой характер, чтобы найти с бригадой общий язык. Но её обаяние и настойчивость всё же покорили суровых бамовцев. Они берегли женщину, которой довелось руководить станцией в этом северном краю, и во всём ей помогали. Архив Людмилы Филимоновой

Ветераны БАМа в Новом Ургале в праздники часто фотографировались у памятного камня. Для Светланы Сергеевой, директора комсомольского ДКЖ (в центре), эта фотография значима тем, что рядом с ней находятся её подруги: профлидер Татьяна Павленко (слева) и директор Музея станции Новый Ургал Людмила Акулова (справа). Последней за общественные заслуги недавно было присуждено звание почётного гражданина Верхнебуреинского района. Архив Светланы Сергеевой

Конец 70-х годов. Первые ученики школы, построенной на станции Муртыгит. Урок ведёт Валентина Контрибуция. Раз в неделю она устраивала со своими ребятами неформальный урок, во время которого юные бамовцы делились друг с другом своими радостями и проблемами. «Так мы учились слушать и понимать друг друга. Мы все на БАМе в те годы жили как одна большая семья», – вспоминает Валентина Васильевна. Архив Валентины Контрибуция

В 1979 году молодые педагоги Владимир и Лидия Кикоть приехали в Тынду из Хабаровска. В школе № 1 на уроках черчения, трудового обучения и изобразительного искусства они учили тындинских ребятишек масштабно мыслить, мастерить, шить, рисовать, прививали чувство прекрасного. Владимир Васильевич пять лет возил детей на областные соревнования по судомоделизму. На снимке ребята 5–8 классов спускают на реку изготовленные ими модели кораблей. Архив Владимира Кикоть

Станция Муртыгит, 1970-е годы. На снимке учитель начальных классов Валентина Контрибуция со своими ребятами. Практически каждый урок природоведения, если позволяла погода, ребята проводили в тайге, знакомились с ней, учились относиться бережно. А так как особых развлечений в бамовском посёлке не было, то в походы ходили и после школы. Это было самое незабываемое время, сама жизнь БАМа формировала характер юных жителей. Архив Валентины Контрибуция

В 1983 году выпускница Сибирского технологического института (Красноярск) Светлана Стрельникова (в платочке) получила распределение в Тынду. Молодой специалист пригородного лесничества Тындинского лесхоза занималась озеленением молодого города. На Красной Пресне и других улицах под руководством Светланы коллективы бамовских предприятий высаживали берёзки, рябины, сосны, кустарники. Уже 37 лет эти деревья украшают столицу БАМа. Архив Светланы Лаштановой

В 1985 году операторы ЭВМ группы учёта локомотивного депо станции Тында ходили на работу одетые по последней моде. В то время многие женщины пользовались услугами ателье и портних, выкройки брали из журналов «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Там же публиковались рецепты омолаживающих масок для лица. Очень актуальны были короткие стрижки, благодаря химической завивке укладка держалась по четыре дня. Завершали образ труженицы депо духи «Красная Москва», «Тет-а-тет» и польский парфюм «Быть может». Архив Верхотуровой Татьяны Михайловны

Отделение младшего сержанта Евгения Никульшина (первый слева) перед самой отправкой на Байкало-Амурскую магистраль. В 1974 году ребята только-только окончили учёбу и выпустились из одного из военных учебных учреждений в Ленинграде, где учились на машиниста тепловоза. Местом их службы и работы на БАМе впоследствии стала станция Вели (ныне Постышево). Оттуда воины доставляли различные грузы на станцию Болен. Автор фото: Евгений Никульшин

Празднование Первомая. Тында. Конец 70-х годов. «Стройка века» не только многому научила, но и подарила друзей. По словам Виктора Суханова, в прошлом начальника станции Тында, бамовцы – это дружная семья. А какие это чудесные края! Лето короткое, но знойное. Вёдрами собирали в тайге бруснику, голубику, морошку, грибы. Много было разной дичи, рыбы. И всем этим добром бамовцы делились друг с другом. Архив Виктора Суханова

Август 1975 года. На фото Николай Цыбульский, приехавший на Байкало-Амурскую магистраль после окончания Львовского высшего военно-политического училища с супругой Анной. Это первая фотография семьи Цыбульских, сделанная в посёлке Алонка, на территории управления 1-й Отдельной железнодорожной бригады. Штаб управления бригады располагался в вагончиках. Ходить можно было только по дощатому настилу. Архив Анны Цыбульской

Торжественное открытие моста через реку Бурея. Май 1975 г. Архив Анны Цыбульской

На этом фото поражает суровая красота северной природы. Ученики этыркэнской школы на экскурсии на реке Правая Ульма. Третий слева в верхнем ряду Николай Цыбульский, справа от него Анна Цыбульская. Сентябрь 1982 г. Архив Анны Цыбульской

1 сентября 1981 г. Митинг по поводу открытия школы в посёлке Этыркэн. Школа приняла четырёх первых учеников. Архив Анны Цыбульской

Эх, дороги!.. Восточный участок БАМа. Архив Анны Цыбульской

Артисты были частыми гостями на БАМе. Композитор Григорий Пономаренко и певицы Журавлёва и Лукницкая исполняют песню «Подмосковные вечера». Алонка, апрель 1976 г. Архив Анны Цыбульской

Вот он – первый поезд на Алонке. 1978 г. Архив Анны Цыбульской

Памятный знак соединения автодороги Февральск – Ургал. Справа – Николай Цыбульский. 1979 год. Архив Анны Цыбульской

Грибная пора. Лена – дочь супругов Цыбульских. 1978 г. Архив Анны Цыбульской

Концерт на трассе. Зрители – бойцы путеукладочной команды 97-го путевого батальона. Лето 1977 г. Архив Анны Цыбульской

Архив Виктора Суханова. На фото: Для людей, приезжавших на БАМ, он становился проверкой на прочность. Многие достижения великой стройки отмечались знаками, стелами, памятниками. Один из них – монумент на станции Беркакит, посвящённый строителям северной ветки БАМа. «Золотое» звено железной дороги Тында – Беркакит было уложено 29 октября 1977 года. Начальник станции Тында Виктор Суханов (первый справа) со своими коллегами в памятный день.

Архив Алисы Коваленко. На фото мой дедушка Николай Иванович Лысенко приехал в Тынду с Первым Всесоюзным отрядом железнодорожников в 1979 году. Всю свою жизнь (до 2016 года) он трудился в грузовом и пассажирском движении и был одним из лучших машинистов эксплуатационного локомотивного депо Тында. Именно его бригаде доверили обкатку первого четырёхсекционного тепловоза и дали задание провести по Малому БАМу первый семитысячник.

Этот снимок был сделан в начале 1980-х годов. Имя девушки, оказавшейся в кадре, неизвестно. Дежурную по станции Лена-Восточная (это станция на Западном участке БАМа) сфотографировал Владимир Суханов. Тогда он возглавлял техотдел службы движения в Тынде. «Это была командировка. Уже тогда я понимал, как важно фиксировать все моменты развития БАМА». Дежурная по станции позирует на фоне электрожезлового аппарата системы Трегера, отвечающего за безопасность движения поездов на перегонах. Автор фото: Владимир Суханов

Дворец культуры «Украина» – первый ДК в Ургале. Можно сказать, что с этого здания начинался посёлок. В конце 1988 года небольшое деревянное здание сгорело. Но уже в 1989 году в эксплуатацию было запущено новое здание, построенное по оригинальному проекту ленинградского архитектора. Сегодня новоургальский Дворец культуры – одна из достопримечательностей посёлка. Автор фото: архив Марии Мухиной





































Другие фоторепортажи
Выбор редакции
- Пятёрка по экономии
- Сделай шаг навстречу будущему
- Никто не останется без внимания
- С БАМом по пути
- В жизни должен быть свой БАМ
- Переезд и «зайцы»
- Она служила скалолазом в Высокогорненской дистанции пути
- «Комсомольский экспресс» помчался к чудесам
- Опасный поток
- Ас вождения и погружения
- Серебро с золотым отливом
- Символ бамовской эпохи
- Сам себе поэт и композитор
- Прими «ПравИло» за правило
- Еду готовить будет паровоз